Модераторский раздел ]

О развитии речи у аутичных детей

Разговоры обо всем в приятной атмосфере.

О развитии речи у аутичных детей

Сообщение Farman » Пн ноя 08, 2010 3:22 pm

Я начинала работать с Любашей примерно по такой программе, причем она дала свои плоды. Пишу для тех, кто не знает, с чего начать и что делать;
делюсь информацией.

Статья Морозова С.С.

"Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии".
Целью этой статьи является ознакомление специалистов с работой по развитию речи в рамках поведенческой (бихевиоральной) терапии .

"Нарушения речевого развития являются одним из наиболее важных ^ признаков аутизма. Существует множество различных точек зрения на природу и характер этих нарушений. Представители поведенческого подхода не принимают участия в этих дискуссиях, поскольку предметом бихевиоризма является внешне наблюдаемое поведение, а не внутренние механизмы этого поведения. В то же время, в рамках поведенческой терапии накоплен огромный и ,енныи опыт формирования речевых навыков у детей с различными нарушениями развития. В этой статье мы дадим краткое описание начального этапа работы по обучению речевым навыкам. Следует отметить, что поведенческая терапия предполагает индивидуальный подход: выбор навыков и пособий для обучения, продолжительность формирования того или иного навыка - эти и другие параметры изменяются в зависимости от того, как происходит научение в каждом конкретном случае.

Первичное обследование речи.
Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. В связи с тем, что в нашей стране отсутствуют стандаотизированные методики обследования речевого развития, возможно использование так называемых «речевых карт» (схем логопедического обследования).
' Поведенческая терапия - не совсем правильное название течения, которое в оригинале именуется "Applied Ber.avior Analysis" - т.е. «прикладной анализ поведения»; в го же время, в популярной литературе, встречается и термин «behavioral therapy».

Логопедических методик не приспособлено для использования при диагностике уровня речевого развития аутичных детей. На наш взгляд, более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования.
1. Обследование понимания речи (импрессивная речь).
В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно мачимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым (многие дети любят слушать музыку, качаться на качелях, смотреть телевизЪд, имеют пристрастие к определенному лакомству - например, к некоторым видам конфет и т.д.). Затем при отсутствии значимого объекта или действия в поле зрения ребенка произносят высказывание, содержащее значимое слово (например: «Пойдем на качели», «Включим кассету» или «Хочешь «Чупа-чупс»?» и т.п.). Если поведение ребенка изменится видимым образом - например, он повернет голову в сторону говорящего, подойдет к нему и т.п. - можно предположить, что он понял высказывание или его часть. Важны два момента: 1) предлагаемые объекты (виды деятельности) должны иметься в наличии; 2) пробы на понимание таких слов должны производиться несколько раз в течение обследования - не менее 3-5 (не
подряд) - для получения достоверного результата.
Затем проверяют, выполняем, ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б)вш-: контекста происходящего. В первом случае (а) ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят. Например, если он играет с железной дорогой, можно сказать: «Поставь вагон на рельсы», «Возьми паровоз.» и т.п. Если ребенок уронил что-либо, можно сказать ему: «Подними». Во втором случае (б) ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занял, например: «Подойди сюда».

«Дай кубик» и т.п. При обследовании понимания инструкций следует избегать помощи (например, жестов) для получения более точной информации. Инструкции должны предъявляться в разных контекстах и ситуациях.
Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на:
• понимание названий предметов;
• понимание названий действий;
• понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п.).
Если у ребенка есть собственная речь, то она обслвдается одновременно с пониманием.
2. Обследование собственной речи (экспрессивная речь).НарНар
Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и внегортанные звукообразования (те, которые производятся без участия голосовых связок) ребенка. Полученная информация будет использована на первых этапах работы по развитию речи.
Важно обратить внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам и высказываниям, также фиксируются эхолалин (непосредственные и отставленьоіе). .
При наблюдении смотря i, как ребенок выражает свои требования или отказ от чего-либо. Дгже если ребенок не использует речь (вокализации, слова и т.п.) дл>> выражения желания или протеста, уже
имеющиеся формы коммуникзции могут стать фундаментом для формирования простейших речевых навыков или их предпосылок.
Помимо описанных выш'-: форм речевого поведения, отмечается, каковы собственные спонтаннее высказывания ребенка. В некоторых случаях такие высказывания могут не иметь коммуникативной

направленности. Тем не менее, фиксируя их, можно получить косвенное представление о произносительной стороне речи, о связи высказываний ребенка с его действиями и т.д.
По возможности, проводится направленное обследование экспрессивной речи: изучают способность к вербальному подражанию, сформированность таких навыков как называние предметов, действий и т.д. Дальнейшее обследование проходит по стандартной схеме логопедического обследования: подробно исследуются произносительная сторона речи (интонации, громкость, качество произнесения звуков и т.п.), грамматическая структура речи, лексический состав, навыки диалога. Как отмечалось выше, все эти навыки обследуются одновременно с диагностикой понимания речи.
Для того чтобы обследование было полезным для построения программ по развитию речи, с;:о должно быть максимально точным и объективным. Поэтому целесообразно соблюдать следующие организационные условия: 1) наличие нескольких квалифицированных наблюдателей; 2) фиксация наблюдаемого (письменно, или на видеокамеру); 3) структурирование полученной информации.
Начальный этап обучения пониманию речи
Результаты обследования изучаются и используются для построения индивидуальных программ по формированию речевых навыков. Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинаю! с наиболее простых для него навыков - степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной стороны речи и понимания у говорящих детей должны идти параллельно и равномерно.,
Рассмотрим случай, когда на этапе обследования ребенок внешне не проявляет понимания речи, то при аутизме наблюдается достаточно часто.
Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения»", выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов. Приведем
программу обучения выполнения инструкции «Дай».
А. 1. Выбирают один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребенка. Как отмечаеі Lovaas (1981), этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: 1) часто встречаться в быту; 2)
форма и размер должны быть такими, чтобы ребенок мог взять этот предмет рукой.
2. Ребенок и взрослый'сидят рядом за столом (либо лицом к столу, либо на стульях друг напротив друга около стола). На столе не должно ничего находиться. Взрослый клацет на стол предмет, затем привлекает внимание ребенка (при помощи обращения по имени или инструкции: «Посмотри на меня»). Затем дается инструкция - например, «Дай чашку».
3. В случае, если ребенок выполняет инструкцию - а именно, берет чашку со стола и кладет в руку взрослому - немедленно следует подкрепление2.
4. Если ребенок не выполняет инструкцию, за ней немедленно
следует физическая помощь: взрослый своей рукой (ведущей) берет руку
(ведущую) ребенка так, чтобы рукой ребенка взять чашку и вложить ее во
вторую свободную руку взрослого. Затем ребенка поощряют,
комментируя: «Умница, ты дал чашку!». Каждый следующий раз
стараются уменьшить степень помощи - все более легкими движениями
направляют руку ребенка. Подкрепление предоставляется, когда ребенок
выполняет инструкцию не хуже, чем в предыдущей попытке. В результате
обучения инструкция должна выполняться без помощи со стороны
взрослого.
Б. После того, как ребенок уже дает предмет по инструкции, учат отличать этот предмет от других, не похожих на него. В качестве альтернативных объектов могут использоваться любые предметы, не похожие на исходный (например если в качестве предмета, название Китирою изучалось, использовалась ложка, то в качестве альтернативных
Предметов МОЖНО ВЗЯТЬ ичто-нибудь ещё ластик в
следующей последовательности действий:

1) Помещают на стол два предмета - причем они должны
находиться на равном расстоянии от ребенка (иначе он будет с большей
вероятностью брать тот предмет, который находится ближе).
2) Дают ту же саму инструкцию", что и в пункте А (например, «Дай чаш В то же время, большинствоку»), и оказывают помощь так, чтобы ребенок взял правильный объект. Этот ответ подкрепляют. Помощь уменьшают, добиваясь самостоятельности. Затем предметы меняют местами, и повторяют ту же инструкцию, что и в первый раз Важно быстро оказывать помощь, не давая ребенку ошибиться, так как каждая ошибка ослабляет возникающую постепенно связь между словом и предметом.
3) Когда ребенок безошибочно (соответственно критерию)3 дает по инструкции данный предмет из 5-6 альтернативных, можно переходить к изучению второго слова.Нар
Одна из ошибок, возникающих при обучении выполнять инструкцию «Дай» по выбору из нескольких объектов - использование педагогом дополнительных подсказок. Например, после предъявления инструкции взрослый держит свою руку рядом с предметом, который ребенок должен дать. Иногда достаточно выразительного взгляда для того, чтобы подсказать ребенку, какой предмет следует взять. Обучающий должен стараться избегать таких подсказок, поскольку у детей легко формируется зависимость от такого вида помощи. Кроме того, не стоит забывать, что наша цель в данном случае состоит в том, чтобы ребенок, выполняя инструкцию, ориентировался на вербальную информацию.
В. Когда ребенок научился, выполнять инструкцию «Дай» с одним
предметом («Дай чашку»), выбирая его из нескольких других, вводят название нового предмета (например, кубик). "
И так далее.

Еще интересно дается обучение в программе АБА, ее разработали американцы, что-то похожее с вышеизложенной информацией. Там вообще все разложено по полочкам, все более подробно.Мне понравилось, я ее распечатала и методично проходила тему за темой.
А чтобы ребенок хотел заниматься-(в общем-то это ведь мама напрягается и пытается что-то вложить в свое дитя), мне один дефектолог предложил поощрять ребенка маленькими кусочками лакомства-я резала крохотные кусочки мармелада, или мед на кончике ложки(да, знаю, что кормит патогенов, но деваться было некуда, надо было Любашу чем-то заинтересовать, а то могла весь день зависать),и давала за каждый ответ или выполненое задание.Сработало! Теперь обхожусь без лакомств, опираюсь на сознательность.
Стоит попробовать...
Farman
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: Вт апр 27, 2010 1:43 pm
Страна,город: Россия
Ваш ребенок имеет диагноз аутизм или близкий к нему: Да
Вас привел на форум профессиональный интерес?: Нет
Ваша профессия?: педагог

Re: О развитии речи у аутичных детей

Сообщение k-s-u » Вт ноя 23, 2010 3:49 pm

Farman)), дайте, пожалуйста, сноску на АВА.
Аватара пользователя
k-s-u
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Пн мар 08, 2010 3:47 pm
Откуда: Израиль
Страна,город: Кирьят Ям
Ваш ребенок имеет диагноз аутизм или близкий к нему: Да
Вас привел на форум профессиональный интерес?: Нет
Ваша профессия?: мама

Re: О развитии речи у аутичных детей

Сообщение Лариса » Вт ноя 23, 2010 4:05 pm

http://autism-aba.blogspot.com/.
Я не Farman, но у меня есть ссылка на блог терапистки из Израиля.
Аватара пользователя
Лариса
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: Сб дек 26, 2009 2:45 pm
Откуда: Россия, Кемерово
Ваш ребенок имеет диагноз аутизм или близкий к нему: Да
Вас привел на форум профессиональный интерес?: Нет
Ваша профессия?: инженер, д/х

Re: О развитии речи у аутичных детей

Сообщение k-s-u » Вт ноя 23, 2010 6:34 pm

спасибо, Лариса)
Аватара пользователя
k-s-u
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Пн мар 08, 2010 3:47 pm
Откуда: Израиль
Страна,город: Кирьят Ям
Ваш ребенок имеет диагноз аутизм или близкий к нему: Да
Вас привел на форум профессиональный интерес?: Нет
Ваша профессия?: мама


Вернуться в Скамейка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

cron